О творчестве
Юрий Махнев,
художник, Член Московского Союза Художников и Союза Художников России. Доцент кафедры рисунка и живописи Моск. Гос. Текстильного Университета им. Косыгина.
С огромным удовольствием посмотрел Ваши работы. Совершенно лишены «патетичности» и наполнены жизнью. И очень мастерские. Если не думать о времени, когда это было создано, то это прекрасные, высокопрофессиональные вещи, достойные музеев и частных коллекций. Вы не нуждаетесь в высокой оценке, Вы сама ее себе поставили. Я получил истинное наслаждение, да и не я один…
ОСЕННИЕ КРАСКИ ЯНВАРЯ
Александр ПАВЛОВ,
член Союза писателей России, дипломант Всероссийской литературной премии имени Л. К. Татьяничевой.
В выставочном зале МОСХ России на Беговой прошла выставка произведений Ольги Пузановой. Галерея и зал на втором этаже вместили в себя монументальные портретные полотна, пейзажи, натюрморты, графические рисунки, объёмные импровизации на темы средневековой гончарной росписи. Творчество молодого московского художника признано ценителями реалистического направления, классических форм русского искусства: Ольга Валерьевна — участница многих престижных выставок у нас и за рубежом, её работы представлены в собраниях живописи нескольких стран.
За окнами — снежная, студёная московская зима, а знакомый зал наполнен светом уютных, тёплых оттенков ранней деревенской, дачной осени. Свежие букеты пионов, астр, полевые цветы, заповедные уголки старой Коломны и Гороховца, трудяга-катерок у пристани, легкокрылые парусники на реке — всё узнаваемо, близко сердцу жителя средней полосы. И знакомые силуэты столицы, запечатлённые кистью коренной горожанки, приоткрывают в норове суматошной, сверхделовой Москвы нечто совершенно иное, непривычное: бешеный автомобильный ритм Кутузовского проспекта, Триумфальная арка — и здесь же, в просвете листвы сентябрьского сквера, вдруг отчётливо видится детская площадка с играющими ребятишками…
Портреты Ольги Пузановой — не просто тщательная прорисовка лиц, одежды и интерьера, это, прежде всего, характеры, образы, наполненные жизненным смыслом, не только внешней красотой, но «сиянием изнутри», глубиной душевной человеческой силы. Таковы благородная «Елена», «Отец Феофан» в духовном облачении, улыбчивая девочка в саду под ярким зонтом, слобожанка в пёстром платке с расписными дымковскими игрушками…
Воспитанница профессоров А. И. Фомкина и Е. Н. Максимова, окончившая Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, талантливая Ольга Пузанова — в расцвете вдохновенных свершений. Январская выставка художника в Москве — вящее тому подтверждение.
Альберт Василенко,
арт-директор, Арт-центр «Страна».
«Работы Ольги Пузановой поражают необыкновенной достоверностью и чистотой восприятия мира. Внутренняя свобода и гармония наполняют ее полотна, и какая-то необыкновенная радость ощущается в передаче самых простых деталей бытия. Сама жизнь, запечатленная с поразительной точностью и легкостью, не остановленная кистью художника, а напротив, получившая от нее еще больший импульс.»
Елена Бельская.
Эксперт галереи ART-MP, член редакции «Наследие народов Российской федерации».
«Пузанова Ольга Валерьевна, обладает редким художническим взглядом. Это как-бы даже не взгляд, а генная память о древней земле. Это взгляд изнутри, из сути. Её камни, животные или шаман живут мистической жизнью, находясь однавременно в прошлом и настоящем, наблюдая за нами. Это знаки, взгляд в вечность. При этом, она удивительно много работает с натуры.»
Анна Баскакова.
Искусствовед-эксперт Комитета по культуре Правительства Москвы, член Ассоциации искусствоведов
Среди современных российских художников Ольга Пузанова — одна из самых таинственных. Первая часть ее биографии хорошо известна. Была одной из самых блестящих студенток Московского Художественного училища памяти 1905 года. В 1992 году, уже будучи сложившимся художником, поступила на факультет живописи Суриковского института. «Я училась у профессора Александра Фомкина, приверженца крепкого рисунка и серьезного подхода к исполнению, — говорит Ольга. — Фомкин не терпел несерьезного подхода к живописи, настаивал на проработке деталей, требовал, чтоб вещи на картинах были «весомыми» и не допускал «камуфляжа», — месива из цветовых пятен, которым неопытные студенты порой пытались заменить форму. Он многому меня научил, хотя и старалась сохранить собственное видение мира, но у меня есть и картины, отражающие его подход».
Смотреть работы Ольги приходил едва ли не весь институт — она писала великолепно, с артистической легкостью и вдохновением. Казалось, что овладение техникой живописи, которая давалась многим студентам с таким трудом, дается ей без малейших усилий. С первого курса Ольга принимала участие в художественных выставках — причем в выставках не заштатных, а вполне серьезных, — в ЦДХ, ЦМТ. Ее работы вовсю покупали в частные коллекции — преимущественно во Францию, Англию, Германию.
На пятом курсе Ольга сделала дипломный проект, — проект монументальной росписи для строившейся тогда станции метро «Римская», утвердила его и+ не стала защищать. С этого момента об Ольге не известно практически ничего, кроме того, что, имея за плечами тысячи великолепных работ, она десять лет не брала кисть в руки. Более того — избегала любых контактов с художественным миром, — даже не посещала музеи и выставки.
Прошло десять лет — и Ольга неожиданно вернулась к творчеству. Ее работы появились в ведущих галереях Москвы. На вопросы журналистов о том, чем же она занималась прошедшие годы, загадочно улыбается и отвечает: «Разными вещами». Не рассказывает ни о чем, что напрямую не связано с ее работой. Понятно лишь, что Ольга вернулась к творчеству на ином уровне. Она переосмыслила все, что было сделано раньше, оценила свои эксперименты в разных жанрах и направлениях — и стала писать по-новому, создав более стройную творческую систему. Теперь ее интересуют не только живопись, но и скульптура, она мечтает о синтезе искусств, о соединении в единое целое живописи, фрески и скульптуры. И, вероятно, ее выставки вскоре станут заметным событием в художественном мире Москвы.
О.П.Калмыков
С творчеством московской художницы Ольги Пузановой мы знакомы давно, с начала 90-х. Она является последователем традиций русского соцреализма, которые всегда будут иметь своих благодарных поклонников. Ее живописные приемы, созвучные таким великим мастерам, как В.Д.Поленов, И.Е.Репин пересекаются в пространстве с ярким сочным импрессионизмом французских мастеров конца XIX начала XX века. На примере сурового, северного импрессионизма ее искусство открывает нам более глубокий и напряженный взгляд на этот мир. Особенно правдивы портреты. Образы наших современников и друзей, поражают своими внушительными размерами. Она творит их не в парадной манере, а живописно, быстро, смелыми крупными мазками. Конечно образы и сюжеты другие, современные, но остается все тоже неизгладимое впечатление от живописности бытия. Ольга прекрасно владеет приемами этой формы живописи, а идей и сюжетов ей не занимать. Она видит мир ярко, сочно и живописно, при всей его простоте и сложности.
Дмитро КРЕМИНЬ
поэт, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко .
«Ольга Пузанова — монументалист золотой пробы. Ощущает эпоху, эллинский «звериный» стиль. Все три эскиза-этюда весьма красноречивы. Современная манера — не Карл Брюллов, не Фёдор Бруни, не Алексей Семиградский и не стилизации Александра Бенуа и «мирискусников», а современная людская ностальгия по «золотому веку». Ольге — виват и пожелания новых успехов в её оригинальных путешествиях в Ольвию!»